Главная » Космос » Первые экзопланеты за пределами Млечного пути?

Первые экзопланеты за пределами Млечного пути?

Подписи, которые дают надежду. Впервые астрономам удалось обнаружить планеты за пределами нашего Млечного пути. Получилось же это благодаря гравитационной линзе – галактике, оказавшейся между Землей и далеким квазаром. Характерные сдвиги определенных спектральных линий в его излучении стали свидетельством наличия многочисленных планет, размеры которых варьируются в диапазоне от Луны до Юпитера, сообщает специализированное издание Astrophysical Journal.

Схема работы гравитационной линзы позволяет ученым заглянуть в далекое прошлое. Иллюстрация ALMA (ESO/NRAO/NAOJ), L. Calсada (ESO), Y. Hezaveh et al.

Открытия экзопланет в наши дни превратились чуть ли не в рутинный процесс. При этом открываются и потенциально пригодные для жизни планеты-близнецы Земли, вращающиеся вокруг близких звезд, как то Проксима Центавра или планета TRAPPIST-1 в созвездии Водолея, или даже целая планетная система с восемью экзопланетами. Но все они имеют одну общую особенность: все известные до сих пор экзопланеты располагаются внутри Млечного пути – нашей собственной галактики.

Галактика в качестве гравитационной линзы

И вот теперь астрономы Синью Дай и Эдуардо Гуэррас из Оклахомского университета впервые открыли экзопланеты, расположенные в чужой галактике. Отметим, что до сих пор это считалось совершенно невозможным, так как наши телескопы не обладают достаточной мощностью, чтобы определять экзопланеты на таких невероятных расстояниях.

Действующая в качестве гравитационной линзы галактика RX J1131-1231 искажает световой спектр расположенного позади нее квазара.

Но астрономам помог космический случай. Удаленная от Земли примерно на 3,8 миллиарда световых лет галактика надвинулась так, что оказалась перед далеким квазаром – активной черной дырой в сердце еще более удаленной от нас галактики. Гравитация находящейся на переднем плане галактики выполнила при этом роль гравитационной линзы, которая определенным образом искажала и увеличивала излучение квазара.

Сдвиг спектральных линий

Когда астрономы проанализировали искаженное излучение с помощью космического рентгеновского телескопа «Чандра», они обратили внимание в некоторых местах на заметные сдвиги определенных спектральных линий. Такая подпись совпадает с подписью, которую должно было бы оставить скопление экзопланет в расположенной на переднем плане галактике, объясняют астрономы.

«Объясняется такой сдвиг наличием популяций несвязанных планет с массой в диапазоне от Луны до Юпитера», — говорят Дай и Гуэррас. — «Такие небольшие планеты являются наилучшими кандидатами в качестве причины подписей, которые мы наблюдали в рамках нашего исследования путем микрофокусировки. И полученные результат показывают, насколько эффективным и мощным инструментом может быть экстрагалактическая микрофокусировка и ее анализ».

«Это действительно классная наука»

По информации астрономов, это действительно самый первый случай обнаружения планет за пределами нашей галактики. При этом совершенно неизвестно, как эти планеты хотя бы приблизительно могут выглядеть, а также вокруг каких звезд они вращаются. «Не существует вообще ни малейшего шанса, что мы когда-нибудь сможем воочию увидеть эти планеты, ибо даже самые лучшие и совершенные телескопы, которые могли бы придумать писатели-фантасты, не будут на это способны», — объясняет Гуэррас.

Тем не менее это очень интересное открытие. «Мы можем определить существование этих экзопланет, локализовать их и даже получить представление об их массе – и это действительно классная наука», — говорит Гуэррас.