Главная » Статьи » Роботов научили «по-человечески» не справляться с задачей

Роботов научили «по-человечески» не справляться с задачей

Cornell & UC Berkeley

Исследователи разработали алгоритм, который помогает роботу справится с поставленной задачей, если это не удалось с первой попытки. Например, если робот не может с первого раза открыть дверь, то вместо того, чтобы возвращать руку в исходное положение, он будет действовать как человек — подергает ручку. По мнению разработчиков, выступивших на конференции ACM/IEEE по взаимодействию робота и человека, это поможет людям лучше понимать действия машин и их цели.

Большинство современных роботов, в том числе и человекоподобных, выглядят неестественно, так как при выполнении действий совершают движения, совсем нехарактерные для людей. С одной стороны, это затрудняет понимание того, что хочет сделать машина, а с другой — может привести к возникновению эффекта зловещей долины, когда дерганные или нелогичные действия робота приводят к возникновению чувства отторжения. Чтобы решить эту проблему, программисты разработали алгоритм, который позволяет роботу при столкновении с трудностями в выполнении задачи вести себя «по-человечески».

В своей статье авторы подходят к проблеме как к задаче оптимизации: вместо того, чтобы вернуться в исходное положение и начать цикл действий заново, робот в случае неудачи начнет повторять лишь отдельное движение, близкое по траектории к предыдущему. Например, если ему не удается оторвать слишком тяжелую чашку от стола, он продолжит ее дергать, а не опустит руку и снова возьмет чашку. Это укажет неподготовленному наблюдателю на причину возникновения трудностей. При этом движения генерируются полностью автоматически, а не прописываются вручную. На видео ниже показано, как такое действие должно выглядеть:

Чтобы определить успешность предложенного подхода, исследователи попросили 60 добровольцев посмотреть видео, на которых было показано, как робот делает движения, выражающие неспособность завершить действие. Испытуемые должны были определить причину неудачи и задачу, которую пытается выполнить робот. Также опрошенные люди сравнивали демонстрируемые движения с более традиционными — когда робот повторяет весь цикл заново.

Добровольцам были намного более понятны причины неуспеха робота и его цели, когда он действовал по алгоритму ученых. Кроме того, и отношение к нему было тоже заметно более позитивным. Авторы отмечают, что несмотря на то, что такой подход пока что можно использовать лишь для ограниченного набора действий, он все равно позволяет улучшить коммуникацию между роботом и человеком. 

В психологии известен такой феномен как эффект «зловещей долины», согласно которому чем больше мы будем стараться делать роботов похожими на людей, тем большее отторжение они вызовут. О причинах его возникновения и способах преодоления читайте здесь.

Кристина Уласович