Главная » Космос » Новый статистический инструмент для поиска инопланетян

Новый статистический инструмент для поиска инопланетян

Исследователи используют теорию вероятности для подсчета шансов принять внеземные разумные сигналы.

Уже на протяжении десятилетий ученые продолжают искать внеземные сигналы — пока что безуспешно. Фото: REUTERS/Mike Hutchings

Существуют ли во вселенной другие планеты, на которых развились сообщества с высоким технологическим уровнем, подобным нашему? Многочисленные философы и ученые в этом вопросе расходятся в своих мнениях диаметрально. Американский астрофизик Фрэнк Дрейк в 1961 году разработал для этой космологической мистерии даже специальную формулу, известную под названием уравнение Дрейка. И в зависимости от того, как оцениваются в каждом конкретном случае отдельные значения для подстановки в нее, исследователи приходят иногда к пессимистичным, а иногда к весьма оптимистичным результатам. В конце концов, в большинстве случаев возникает вопрос: если такие цивилизации существуют, то смогли бы ли мы заметить их издалека?

И вот теперь ученые под руководством Клаудио Гримальди из Швейцарской высшей технической школы в Лозанне (ETHL) и университета Беркли (Калифорния) презентовали новый статистический метод, который в будущем сможет использоваться в качестве инструмента в поиске тех сигналов, которые создаются потенциально разумными инопланетянами. Представленный в научном журнале Pnas метод, как считают сами исследователи, делает поиск инопланетных цивилизаций более дешевым и более эффективным.

Следует заметить, что астрофизика поначалу не была основной сферой интересов Гримальди. Его исследования в Лаборатории физики комплексной материи были связаны с возможностями взаимного обмена электронами между углеродными нанотрубками. И в один прекрасный день у Гримальди возник вопрос, на который он ответа не нашел: если бы нанотрубки были звездами, а электроны сигналами, дало ли бы это возможность точного подсчета вероятности, с которой имеется шанс принять такие сигналы?

Поиск чужих без ощутимых результатов

При этом речь совершенно не идет о каких-то научных чудачествах. Исследователи уже на протяжении более 60 лет серьезно изучают возможность существования внеземных цивилизаций. Проект SETI (Search for extraterrestrial intelligence), то есть «Поиск внеземного разума», например, с 1950 годов продолжает осуществлять поиск соответствующих сигналов. Тем не менее, несмотря на значительный технический прогресс в радиоастрономии, все проекты и инициативы, которые имели и имеют место, конкретных результатов не принесли. Да, уже фиксировались очень подозрительные в этом смысле сигналы, например, сигнал «Wow!» в 1977 году, но ни один из них не повторился и е был признан научно достоверным.

Карл Саган разъясняет уравнения Дрейка.

Но сдаваться исследователи ни в коем случае не собираются, скорее даже наоборот: ввиду открытия многочисленных экзопланет все более мощных и производительных инструментов наблюдения, SETI и другие проекты получают все больше возможностей в своем честолюбивом поиске внеземных сигналов. «То, что мы пока что даже с самыми современными средствами ничего не обнаружили, это совершенно не означает, что там, в глубинах космоса, никого нет», — уверены Гримальди и его коллеги.

Интерпретация успехов и неудач

Не в последнюю очередь такой подход вытекает из представленного исследования, базирующегося на теореме Байеса для вычисления условных вероятностей. Преимущество этой статистической модели заключается в том, что она помогает ученым интерпретировать как успешные, так и неудачные попытки получения и понимания внеземных сигналов на различных расстояниях от Земли.

Электромагнитные излучения потенциальных внеземных цивилизаций, представленные в виде эмиссионных оболочек разной толщины. Фото: Claudio Grimaldi / EPFL

В качестве примера Гримальди представляет следующий сценарий. Если в пределах окружности в тысячу световых лет подозрительный сигнал не принимается, то это означает: существует более чем 10-процентный шанс, что Земля находится в радиусе действия сотен подобных сигналов далеких регионов Млечного пути, которые не могут фиксироваться нашими радиотелескопами по причине недостаточной их мощности. В соответствии с этой моделью вероятность возрастает почти до ста процентов, если в пределах тысячи световых лет проявится хоть один-единственный подобный сигнал.

Поиск в окружности в 40 тысяч световых лет

Когда команда исследователей ввела параметры, как то размеры галактики и среднюю плотность звезд в разных регионах Млечного пути, после проведения вычислений они пришли к следующему выводу: существует шанс, путь и небольшой, действительно уловить сигнал инопланетян при дальнем радиусе наблюдения в 40 тысяч световых лет.

Другими словами: Если нас не достигает разумный сигнал с этого или близкого к этому расстояния, то с высокой долей вероятности можно предположить вероятность того, что в галактике не существует более другой цивилизации, сравнимой с нашей по своему уровню. Правда, до сих пор человечество было способно воспринимать сигналы лишь на расстояниях, не превышающих 40 световых лет А это значит, что нам еще очень рано сдаваться и втыкать штыки в землю, полагают ученые: существует еще много пространства вдали от нас, которое нам предстоит исследовать.